Главная   Воспитатели   Кимбар Наталья Юлиановна   Актуальные вопросы продуктивного взаимодействия семьи и детского сада

Актуальные вопросы продуктивного взаимодействия семьи и детского сада

В этом учебном 2014/2015 году воспитатели нашего 33 детского сада начали работать по новой примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т,С.Комаровой, М.А.Васильевой, которая разработана на основе требований федеральных государственных стандартов дошкольного образования(далее по тексту ФГОС ДО). Основополагающие идеи ФГОС ДО поднимают значимость дошкольного образования на новый уровень и рассматривают его как первую ступень образования, тесно связанную в своей перспективе со школьным образованием. «В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка… о признании самоценности дошкольного периода детства» (1,с.9).

Развитие, воспитание и образование детей невозможно в отрыве от семьи, от ее воспитательных возможностей, традиций и ценностей. Именно взаимодействие детского сада с семьей является важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка. Для меня, как воспитателя, самой значимой ,ключевой идеей Программы, которую хочется донести до каждого родителя, является мысль о том, что «родителям и воспитателям необходимо… отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников» (1,с.144).

Взаимодействие семьи и детского сада, на мой взгляд, начинается с привития у ребенка интереса к своей семье, к ее членам, с формирования потребности и привычки заботится о своих близких с учетом возможностей возраста. В последней редакции Программы выделен специальный подраздел, который называется «Ребенок в семье и сообществе». Этот подраздел определяет основные направления совместной работы семьи и детского сада над формированием внутреннего «образа Я» и понятия «семья» для детей каждой возрастной группы. Я работаю с детьми младшей группы (от 3 до 4 лет), когда необходимо постепенно формировать образ Я. Дети этого возраста усваивают элементарные сведения о себе: половую принадлежность, особенности внешности, любимые игры. Очень важно подчеркивать в беседах с детьми, опираясь на их прошлый жизненный этап, (когда они не умели ходить, говорить, ели из бутылочки) те изменения, которые показывают процесс взросления и формирования самостоятельности (сейчас вы умеете правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать, знаете вежливые слова). Помимо направления работы по формированию «образа Я», в этом подразделе определяется содержание работы по созданию образа «семьи» и привитию семейных ценностей. Уже в младшем возрасте ребенку доступен небольшой рассказ о своих родных и близких (как их зовут, чем они занимаются, как играют с ним).

Сюжетно-ролевая игра выступает одним из основных средств общения с детьми данного возраста, которая помогает формировать «образ семьи», расширяет детские представления о домашних занятиях, профессиональной принадлежности своих близких. Игре необходимо обучать. Очень хорошо, если у взрослых найдется минутка поиграть со своими детьми в семье, а также привлечь своих детей к посильному для них труду по дому и в природе. Тематика игр тесно связана с понятием семьи. Это игры с куклами и игры в семью. Причем играть с куклами необходимо и мальчикам тоже. Я перечислю несколько видов самых известных игр-ситуаций, актуальных для младшего возраста и описанных в книге Н.Ф.Губановой «Развитие игровой деятельности: Младшая группа». — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014:

1 группа. Игры с куклой и игры в семью.

  • Знакомство с куклами.
  • Кормление кукол.
  • Купание.
  • Укладывание спать.
  • Куклы просыпаются.
  • Куклы одеваются на прогулку.
  • Обед для кукол (ассортимент блюд, сервировка стола).
  • Кукла заболела.
  • Куклы идут в детский сад.
  • Куклы встречают гостей.
  • У куклы день рождения.
  • Мама и дочка.
  • Бабушка приехала.
  • Папа — хороший хозяин.
  • У меня зазвонил телефон.

В процессе этих игр дети осваивают роли родителей, дедушек, бабушек, детей, близких родственников, соседей.
Основные игровые действия и поведение, которое осваивается детьми в процессе игры: приготовление еды и кормление кукол, купание куклы и укладывание спать, исполнение колыбельной, одевание куклы на прогулку, встреча и провожание гостей, разговор по телефону и подзывание к телефону.

2 группа. Игры, направленные на освоение ролей продавца, покупателя

Основные игровые действия:

  • привозить,
  • разгружать,
  • взвешивать товар,
  • выбирать товар — покупать,
  • вступать в диалог,

3 группа. Игры, направленные на знакомство с основными профессиями.

  • Игры в больницу.
  • Прием в кабинете врача.
  • Работа процедурного кабинета.
  • Аптека.
  • В травмпункте.
  • Вызов врача на дом.
  • Стоматологический кабинет.

Основные игровые действия: Осматривать больного (слушать, ставить градусник) — лечить(давать лекарство, лечить уши, зубы), делать уколы, прививки.

  • Игры в мастерскую.
  • Игры в парикмахерскую.
  • Игры в почту.

«Игрушка очень часто выступает в качестве партнера в играх ребенка 3-4 лет. Но более ценным в этом возрасте становится общение с партнером-сверстником, с партнером-взрослым, особенно, если взрослый берет на себя подчиненную роль» (2 ,с.4-5).

Для ребенка очень важно, когда взрослый интересуется его играми. Будет очень полезно, если во время игры взрослый спросит у ребенка, во что он играет, какие роли ему интересны; при необходимости, можно помочь ребенку советом, чтобы игра развивалась дальше. Если малыш не воспринимает советы, не раздражайтесь, не настаивайте, уважайте чувства, мысли, желания своих детей, поощряйте их инициативу. (2, с.7)

Помимо совместных игр, укреплять хорошие взаимоотношения с ребенком поможет совместный труд на пользу семьи. Ребенку 3-4 лет можно уже доверить помогать накрывать на стол, складывать вещи , вешать предметы одежды в шкаф, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки и скамейки от снега.

Неоценимую роль для развития личности ребенка играет совместное чтение и разучивание стихов, потешек. Любовь к книге и к процессу чтения у детей начинается с регулярного и заинтересованного чтения ребенку взрослым. Очень важно, чтобы процесс чтения был интересен и положительно эмоционально окрашен со стороны взрослого. Ребенку возраста 3-4 лет уже доступно назвать героев произведений, ответить на вопросы по содержанию (возможно, с помощью взрослого), оценить поступки действующих лиц.

В своей работе я ежедневно использую заучивание коротких стихов наизусть при ознакомлении с новой темой недели, при ознакомлении с новым звуком, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, процессе проведения утренней зарядки и пальчиковых игр. Разучивание стихов сопровождается движениями, подходящими по смыслу к стихам. Я обязательно вывешиваю текст стихов, чтобы родители знали, какие стихи учили дети. Родитель, внимательный к своему ребенку, обязательно повторит стихи.

Дети очень отзывчивы на любое проявление внимания к ним. Они с радостью учат стихи и рассказывают стихи, которые выучили самостоятельно с родителями. Я была приятно удивлена, когда на одном из занятий Влада сказала, что она знает стихотворение А. Барто «Зайка» и прочитала его наизусть. Ее поддержали и прочитали свои стихи Вероника, Эля, Варя, Дарина. Очень приятно осознавать, что в нашей группе много родителей, заинтересованных в воспитании собственных детей.

Новая Программа дошкольного образования предоставляет возможность родителям осуществлять самообразование в деле воспитания своих детей. «Одним из важнейших преимуществ программы „От рождения до школы“ является то, что она обеспечена пособиями для занятий с ребенком дома — книгами серии „Школа Семи Гномов“. Серия представляет собой комплексную систему занятий с ребенком от рождения до школы. Для каждого возраста издано 12 пособий, охватывающих все основные образовательные области и направления развития ребенка…

Пособия „Школы Семи Гномов“ способствуют развитию совместного общения взрослого и ребенка, стимулируют понимание родителями своих детей. Родительская страничка, представленная в каждом пособии, способствует повышению педагогической образованности родителей» (1,с.150).

Не могу не привести список книг для детей четвертого года жизни из серии «Школа Семи Гномов», который опубликован в разделе «Взаимодействие детского сада с семьей» новой Программы.

Счет, форма, величина.
Логика, мышление.
Прописи для малышей.
Время, пространство.
Уроки грамоты.
Какие бывают машины?
Я не буду жадным.
Я считаю до пяти.
Развитие речи.
Я изучаю природу.
Что лежит в лукошке?
Котик-коток.
А это какого цвета?
Квадратик и кружок
Сложи картинку
День и ночь.
Веселый хоровод.

В заключении, хочется отметить, что новая Программа предоставляет широкий спектр возможностей для установления продуктивного сотрудничества семьи и дошкольного образовательного учреждения и настраивает родителей на активное взаимодействие со своими детьми.

Список использованной литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Н.Ф.Губанова. Развитие игровой деятельности: Младшая группа.- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2014.
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*