Главная   Воспитатели   Кимбар Наталья Юлиановна   Организация работы воспитателя для создания условий воспитания интереса и любви к чтению в воспитательно-образовательном процессе детей возраста 4-5 лет

Организация работы воспитателя для создания условий воспитания интереса и любви к чтению в воспитательно-образовательном процессе детей возраста 4-5 лет

Как отмечается в новой редакции «Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования, «воспитание интереса и любви к чтению» выступает одной из главных задач развития детей возраста 4-5 лет (4,с.91), поскольку пятый год жизни ребенка является периодом «наивысшей речевой активности» (4.с. 13). Отсутствие предметного центризма в обучении дает современному педагогу возможность использовать произведения художественной литературы на занятиях по всем образовательным областям и во всех режимных моментах. И, с другой стороны, «максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса» как требование Программы (4,с.9), побуждает воспитателя так выстраивать свое занятие, чтобы в нем одном гармонично сочетались направления работы по большинству из образовательных областей. Этот момент очень важен, т.к. ребенок воспринимает и познает мир как единое целое.

Большое значение для развития детей имеет организация предметно-развивающей среды. Для развития интереса и любви к книге это пальчиковый театр, разыгрывание сказок на ковролине , игры-драматизации с использованием масок персонажей, игры-лото по сказкам, мини-викторины, литературные калейдоскопы, использование выставки книг, посвященные определенной теме, например, «Дню защитника Отечества», «8 марта», или творчеству определенного автора.

Более подробно я остановлюсь на описании организации работы с книжной выставкой на примере занятия, посвященного заучиванию стихотворения А.Л.Барто «Я знаю, что надо придумать». В этом году исполняется 110 лет со дня рождения поэтессы. Ее великолепные стихи из цикла «Игрушки» дают возможность для разыгрывания, использования элементов драматизации, привлечения их во время физкультминуток, отработки артикуляционных навыков и развития фонематического слуха. Ее стихи я использую даже для закрепления знаний, связанных с формированием элементарных математических представлений и даже проведения экспериментирования. Само содержание стихов цикла «Игрушки» дает возможность воспитателю привлечь самих детей к созданию книжной выставки. Дети не только приносят книги для выставки из дома, но и игрушки, которые являются персонажами этих книг. Такое тесное соседство книг и игрушек на одной выставке я считаю очень важным для формирования любви и интереса детей к литературному наследию.

Стихи А.Л.Барто- ценнейший материал для речевого развития, памяти и мышления. Они очень емкие по содержанию и ритмичные по форме. Их чтение и заучивание приносят детям много радости и оживления. На примере их содержания можно и, на мой взгляд, нужно говорить о настроении стихотворения (веселое оно или грустное и почему), можно сравнивать стихи не только по настроению, но и по главной мысли, которая заложена в них. Например, стихотворение «Мишка» и «Зайка» грустные, потому что хозяева игрушек о них не заботятся. Стихотворение «Лошадка» веселое, потому что о лошадке заботятся. Как можно заботиться об игрушечной лошадке, помогает драматизация стихотворения. Заодно словарный запас детей обогащается синонимом к слову «расческа»-«гребешок». Стихотворение «Самолет» я использую для организации физкультминуток, т.к. оно очень динамичное. Привлекаю внимание детей к звуковой структуре стиха. Проговариваю его так, чтобы четко слышались звуки С и Р. Звук С это шум ветра, звук Р — шум мотора самолета. Побуждаю детей выразительно проговаривать стихотворение так, чтобы эти звуки слышались четко. Для разыгрывания стихотворения «Мячик» мы выбираем «девочку Таню» — главную героиню стихотворения. При этом используем считалку. Как отмечает В.В.Гербова в своей книге «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» , «выбирать ведущего с помощью считалки — это новое приобретение возраста» (2,с.17). Считалка конечно же может быть любой. Но для меня важно показать детям, почему же Танин мячик не тонет. Я выбираю считалку, связанную с воздушным шариком.

Покупать воздушный шарик
В магазин пришел комарик.
Желтый, красный, голубой,
Выбирай себе любой. (5, с.89)

После того, как «Девочка Таня» выбирается, на нее надевают платок. Причем «Девочкой Таней» хотят быть и мальчики. Группа детей хором читают стихотворение, на цыпочках подходят к «Тане» и успокаивают ее. После чего воспитатель задает детям вопрос: «Почему мячик не тонет?» Он предлагает надуть шарик и пустить его плавать в таз с водой, в котором уже плавал мячик. Дети сравнивают шарик и мячик, трогают их в воде, пытаясь «утопить», и приходят к выводу, что они не тонут, потому что в них воздух. Дети получают «свой воздух», надувая щеки и выпуская его. Затем можно организовать любую подвижную игру с большим мячом, сравнив два мяча по размеру (тот, который плавает — маленький, с которым будем играть — большой).

После чтения каждого стихотворения я использую коллективное рассматривание книг разных изданий с одинаковыми стихами. Для фронтального рассматривания лучше всего подходит книжка-панорама, в которой все предметы становятся объемными(1). Для рассматривания книг разных изданий я организую группы детей по 2-3 человека. Дети, ориентируясь на картинку, доказывают, что она подходит к данному стихотворению.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений я использую тетрадь Колесниковой и методические рекомендации к ней. Особую трудность у детей 4-5лет вызывает пространственная ориентировка на листе бумаги, когда надо определить правый верхний и нижний, левый верхний и нижний углы(3,с.53-54). Я периодически возвращаюсь к этому материалу, т.к. этот момент очень важен для последующего обучения в школе. На помощь опять приходят стихи А.Л.Барто «Игрушки». Герои-игрушки размещаются по углам прямоугольного стола и перемещаются по заданию воспитателя или ребенка в определенном направлении. Также я использую героев стихов А.Л.Барто для закрепления знаний порядкового счета, понятий «лево», «право», «между», «перед», «за». Такую игру мы условно называем «Путешествие игрушек».

Развитие мелкой моторики — одно из важнейших направлений работы воспитателя. В качестве своеобразного итога знакомства детей с циклом А.Л.Барто «Игрушки» я предлагаю детям стать художниками — нарисовать иллюстрации к стихам или раскрасить изображение игрушки в раскраске по выбору.

Список литературы.

  1. А.Барто. Идет бычок, качается. Книжка-панорамка. Стихотворения из цикла «Игрушки». М.,2014.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  3. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Учеб. —метод. пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти». — 4-е изд. Перераб. И доп. — М., 2016.
  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- 3-е изд., испр. и доп.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  5. Шорыгина Т.А. 500 загадок, считалок для детей. — М.: ТЦ Сфера, 2013.
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*