Главная   Музыкальный руководитель   Ульянова Адриана Викторовна   Современные психолого-педагогические подходы к взаимодействию с ребенком-дошкольником и его родителями

Современные психолого-педагогические подходы к взаимодействию с ребенком-дошкольником и его родителями

Ключ к пониманию современного ребенка,

Или что необходимо знать каждому воспитателю и родителям.

Каждый ребенок в какой-то мере гений,
и каждый гений в какой-то мере ребенок.

Артур Шопенгауэр

Мир вокруг нас стремительно меняется. Причем меняется не только среда: мобильные телефоны, компьютеры, планшеты и многое другое. Меняемся мы сами, меняются дети, их игры и игрушки, книжки и мультфильмы. Сегодня уже не «работают» привычные для многих опытных воспитателей приемы. И особенно сложно стало находить общий язык с современными родителями.

Для педагогов важно знать не только формальные требования: как написать программу по ФГОС ДО, как написать аналитическую справку. Значительно важнее понять суть своей педагогической миссии, научиться компетентно взаимодействовать и с детьми, и с их родителями. С этой точки зрения предлагаемая статья, в основе которой – современные научные исследования, в том числе – А.Г.Асмолова. К.В.Загвоздкина, Ремо Х.Ларго, и др. ученых, которые легли в основу концепции современных Стандартов, — очень важна для педагогов-практиков.

В данной статье раскрыты причины рассогласованности воспитательных мероприятий и истинных потребностей детей, которые приводят к неожиданным и нежеланным для родителей результатам. Такая рассогласованность связана с непониманием особенностей детского возраста, с привычным эгоизмом взрослых, которые поступают так, как удобно им, а не как нужно ребенку.

Так, многие родители и воспитатели хотели бы иметь дело с послушными детьми, которые развиваются в соответствии с общепринятыми нормами, а еще лучше – опережают в развитии своих сверстников. Успехи детей – это престиж семьи, и родителям хочется, чтобы их чадо было «самым-самым», и кажется, будто маленький вундеркинд и дальше будет шагать по жизни семимильными шагами. И для этого мамы и папы готовы с раннего детства водить ребенка на занятия, где его будут обучать раннему чтению (это, по мнению многих родителей, особенно показательно и престижно), а также: английскому языку, шахматам, танцам, музыке, и т.д. Результаты такого раннего обучения расхлебывают потом, но с удивительным упорством каждое новое поколение молодых родителей «наступает на одни и те же грабли».

Но родителей можно понять – они не ведают, что творят, и хотят как можно больше успеть «вложить» в свое чадо.

Воспитатели тоже стараются побольше «дать» знаний и умений – в соответствии с образовательной программой, и часто – сверх нее, что также поощряется руководством и родителями.

Если внимательно посмотреть, как организовано массовое дошкольное воспитание, то можно увидеть, что все сделано так, как удобно взрослым: режим дня в детском саду, комплектование групп для детей примерно одного возраста, использование рекомендованных программ и технологий, ориентированных на «нормального» ребенка… Но сегодня мы видим, что многие современные дети не едят ту еду, которую предлагают в детском саду (и поэтому они целый день голодны), не хотят спать днем, капризничают, когда им навязывают тот вид занятий, который запланировали взрослые. Педагоги закрывают глаза на эти проявления – иначе они не смогут реализовать свой план работы, а это для них – главное (что и проверяют контролирующие органы). Конечно, воспитатели очень стараются: проводят закаливающие процедуры, выполняют все предписания СанПинов, рекомендации по реализации образовательных программ, но … с каждым годом дети все «труднее», а родители – все требовательнее.

Мы советуем прочитать книгу Ремо Ларго «Детские годы» (издательство «Национальное образование», 2015 г.) . Это как раз тот замечательный учебник, который подробно объясняет нам, взрослым, ту самую тайну, позабытую нами в своей «взрослости»: какие они, дети, в чем они нуждаются от младенчества до юношества, чем они отличаются друг от друга и какова расплата — наша общая! — за игнорирование насущных детских потребностей.

Ценность книги в том, что ее автор опирается на честные многолетние исследования, люнгитюдные наблюдения, которые проводились специалистами в течение 20-25 лет. Обобщение научных знаний, анализ практики профессиональных педагогов позволили Ремо Ларго сделать выводы, проливающие свет на вечные проблемы: как любить детей? Как их воспитывать, чтобы они были готовы к жизни в новых, постоянно изменяющихся обстоятельствах? В чем смысл жизни и какова цель воспитания? Ответы на эти вечные вопросы снова и снова обращают нас к мыслям о значимости периода детства для всей последующей жизни человека, к размышлению о роли воспитателя и об ответственности взрослых.

Автор убедительно показывает многообразие среди детей, что требует отказа от представлений о норме и общепринятых ожиданий.

Главная идея книги – взрослым нужно научиться «читать» детей, и чем больше внимания будет уделяться индивидуальным потребностям и особенностям ребенка, тем меньше будет педагогических издержек.

Вот несколько тезисов, которые показывают актуальность содержания данной книги.

«Капризное поведение, агрессия не даются от рождения, а прививаются неправильным воспитанием».

«Ребенка нужно принимать таким, каков он есть и не пытаться переделывать его в соответствии со своими представлениями и ожиданиями».

Исследования показали, что «ребенок может развиваться только при условии, когда удовлетворены его базовые физические и психические проблемы. При этом потребность в защищенности и понимании столь же высока, как и в питании и уходе».

В книге показана особая роль формирования детской привязанности к близким для него взрослым, роль воспитателя, который должен быть для ребенка примером, значимой личностью.

«То, как мы, будучи родителями и воспитателями, обходимся со своими детьми, оказывает воздействие на их будущие привязанности, отношения в социуме и чувство собственного достоинства».

«Привязанности, которые ребенок приобретает в тот или иной период своей жизни, влияют на его установки по отношению к другим людям».

«Родители и воспитатели должны безоговорочно принимать ребенка как личность, а не как носителя успеха!»

«Главное — не знания и умения, а чувство собственного достоинства».

В тексте книги ярко проявляется гуманизм автора – и в том, как он подчеркивает значение уважения взрослого к ребенку, к его личности и индивидуальности, и в том, как он показывает необходимость «взращивания» у ребенка чувства собственного достоинства. При этом все эти призывы – не общие слова и красивые фразы, а вполне конкретные понятия.

«Для ребенка признание – это что-то конкретное: это совместно проводимое время, доступность и постоянство любимого человека».

Пожалуй, новым и для многих непривычным взглядом на развитие детей является вывод о том, что «настоящее научение осуществляется самостоятельно».

Автор дает критерий «идеального» воспитателя — «в его присутствии ребенок чувствует себя комфортно. Он знает индивидуальные потребности и особенности ребенка и поступает в соответствии с ними».

«Идеальный» воспитатель знает, что «маленьким детям до пяти лет требуется уделять много внимания – и не только в форме телесного контакта и речевого взаимодействия. Важной формой является совместный опыт. Это игры, пение, танцы, а главное – совместные переживания дома и на природе, что дает ребенку чувство его нужности и сопричастности Жизни.

Высший принцип воспитания, по мнению автора: взрослый должен стоять на стороне ребенка.

Для многих родителей и воспитателей, придерживающихся на деле авторитарной педагогики, важным предупреждением будут следующие идеи Рено Ларго:

«Чтобы развиваться успешно и в соответствии со своими возможностями, ребенок должен быть обласканным, чувствовать себя защищенным и испытывать на себе заботу близких»;

«Эмоциональная привязанность приближает ребенка к родителям и другим окружающим и делает его послушным».

«Ребенок только тогда причиняет нам меньше хлопот, когда мы соразмерно и своевременно удовлетворяем его потребности. Взрослые должны подстраиваться под индивидуальные особенности и потребности ребенка».

На основе исследований автор показывает, что «ребенок активен: он развивается изнутри. Кроме того, ребенок селективен: он ищет опыт, который соответствует его нынешнему состоянию».

Для ребенка научение означает не освоение умений и знаний, а переживание опыта, к которому он созрел.

Поскольку ребенок усваивает только тот опыт, который соответствует его наклонностям и возможностям, он все больше проявляет свою индивидуальность и становится более самостоятельным.

Итак, «родители и воспитатели не должны постоянно подгонять ребенка, тренировать его и вдалбливать в его голову знания».

Поскольку «знания являются скоропортящимся товаром и постоянно нуждаются в обновлении», можно прогнозировать, что в дальнейшем будут востребованы не столько знания, сколько умение работать с информацией.

С этой точки зрения успешность ребенка в будущем будет зависеть от его способности к самообучению, саморазвитию, от умения разрешать конфликты. Эти качества ребенок приобретает на основе опыта проявления своей инициативы, способа активности в игровой деятельности.

Данные выводы важно донести до современных педагогов и родителей, особенно тех, кто перегружает малышей, стремясь вырастить вундеркиндов любой ценой.

Автор ориентирует взрослых на бережное, ответственное и мудрое взаимодействие с ребенком и напоминает, что «цель воспитания состоит в том, чтобы помочь человеку развиваться и стать счастливым. Быть счастливым означает хорошую самооценку и согласованность с собственными потребностями и интересами».

Итак, книга Рено Х. Ларго «Детские годы» — это путь к понимаю детей, это осознанное движение к тому, чтобы помочь ребенку прожить счастливое детство и найти свой путь к успешной жизни, а взрослым — путь к осуществлению своей педагогической миссии.

Можно рекомендовать эту книгу внимательно прочитать в каждом коллективе детского сада, в каждой семье, где растут дети. Это поможет воспитателям освободиться от многих рутинных и устаревших стереотипов воспитания, поможет стать осознанными, компетентными, удовлетворенными своей профессией специалистами, а также — счастливыми и позитивными людьми.

Именно такие – счастливые, свободные, креативные и позитивные и должны заниматься воспитанием детей.

1. О многообразии и индивидуальности человека

Все люди – разные, дети тоже рождаются не только разные по длине и весу, но и с разными возможностями и потребностями. Нет ни одной закономерности развития, которая у детей одного возраста проявлялась бы одинаково.

В каждом ребенке заложены различные особенности и способности, дети развиваются и созревают с разной быстротой (например, начинают ходить или говорить).

У отдельно взятого ребенка особенности и способности также изначально заложены разные, и развиваются они разными темпами (к примеру, иногда речевые умения развиваются быстрее, чем моторные).

Определенные способности у разных детей развиваются по-разному.

Девочки в среднем в своем развитии слегка опережают мальчиков. Это половое отличие, прежде всего, объясняется различной шкалой биологического времени.

Многообразие детей в каждом отношении настолько велико, что представления о норме заводят в тупик. Познание многообразия в его полном масштабе и признание его как биологической реальности являются основной предпосылкой к тому, чтобы воздать должное индивидуальным потребностям и особенностям ребенка.

Именно поэтому требования ФГОС ДО не предполагают проводить мониторинг уровня развития детей и, тем более, не принимать эти данные для оценки качества педагогической деятельности (См. ФГОС ДО. 4 раздел).

Важно донести до родителей:

  • Индивидуальность ребенка определяется такими факторами, как различие способностей и особенностей, восприятие себя и других.
  • Различие: каждый ребенок предъявляет уникальное сочетание способностей и особенностей.
  • Восприятие себя: с третьего года жизни ребенок начинает осознанно воспринимать себя как личность.
  • Восприятие других: способы обращения родителей с ребенком, одобрение со стороны родителей, воспитателей и сверстников, а также культурные и общественные факторы в совокупности определяют индивидуальность ребенка.
  • Воспитание должно учитывать индивидуальность ребенка и то, что он может развить свои сильные стороны и учится принимать свои недостатки.

2. Об индивидуальном развитии ребенка

  • Задатки представляют собой врожденные органические и функциональные структуры, которые обуславливают рост и развитие ребенка.
  • Органические и функциональные структуры разных детей заложены по-разному и формируются неодинаково быстро, поэтому способности и особенности поведения разных детей проявляются с различной выраженностью и возникают в различном возрасте.
  • Родители передают детям свои гены, но лишь немногие наследуют особенности поведения. В зависимости от сочетания унаследованных генов ребенок может быть похожим на своих родителей или же изрядно от них отличаться.
  • Органические и функциональные структуры создают основные предпосылки к формированию способностей и особенностей поведения, но они не могут их вызвать. Для этого требуется окружающая среда.

Важно донести до родителей:

Окружающая среда способствует получению ребенком опыта, который необходим ему для усвоения умений и знаний. Ребенок может проработать опыт только тогда, когда соответствующие органические и функциональные структуры у него полностью сформировались (например, ребенок начинает говорить тогда, когда его речевые органы достигли определенной степени зрелости).

Социальный опыт и предметное окружение определяет развитие определенных способностей и особенностей поведения (к примеру, окружающая среда обусловливает язык, на котором говорит ребенок).

На основании многолетних исследований ученые пришли к выводу, что ребенок активен: он развивает себя сам. Кроме того, ребенок избирателен : он ищет определенного опыта. Его интересы и наклонности следуют за его уровнем развития. Ребенок не сосуд, под¬лежащий наполнению любым содержанием или опытом. Важно предоставить ребенку возможность получить тот опыт, который соответствует его актуальному уровню развития.

Индивидуальные умения и особенности поведения проявляются все больше по мере развития. Среда определяет опыт, который испытывает ребенок, а ребенок в свою очередь, определяет, что он усвоит.

Таким образом, ребенок может взять у своего окружения лишь столько, сколько ему доступно на его уровне развития. Если взрослые предлагают (или требуют) от ребенка то, что превосходит его возможности, то либо ребенок с этим не справляется, или данное предложение вообще препятствуют развитию.

3. Вред развитию ребенка наносится тогда, когда не удовлетворяются его базовые потребности или когда его лишают специфического для его развития опыта. Например, лишают возможности проявить свою самостоятельность, либо вместо подвижных занятий предлагают ребенку развивающие интеллектуальные игры, опережающие возможности его уровня развития.

К счастью, саморегуляция дает ребенку возможность преодолеть нарушения в развитии. Наверстывающее развитие дается ему тем полнее, чем млад¬ше ребенок или чем меньше времени длилось причинение ему вреда.

Однако причинение вреда росту или интеллектуальному развитию может быть компенсировано скорее, чем причинение вреда отношениям привязан¬ности или поведению в социуме.

Поэтому неадекватное поведение ребенка часто связано с неадекватной для него нагрузкой.

Еще раз о базовых потребностях

Все педагоги знают о базовых потребностях человека, наиболее наглядно представленных в Пирамиде Абрахама Маслоу. Известно, что для душевного благополучия человек в любом возрасте нуждается в защищенности и принятии окружающих. Чувства защищенности и ощущение нужности являются базовыми потребностями ре¬бенка и взрослого. Ребенок испытывает безопасность, когда удов¬летворены его физические потребности и когда близкие люди пробуждают в нем чувства близости и уверенности. Осознание, что тебя принимают, транслируется прежде всего при помощи языка жестов, тела (не¬вербальная коммуникация). Для ребенка особенно важны телесный контакт, взгляд, мимика и соблю¬дение дистанции.

Чем старше становится ребенок, тем большее значение имеют для него общественное признание, которое он получает благодаря окружающим лю-дям, достижению успехов.

Чтобы развиваться соответственно сво¬им возможностям, ребенок должен чувствовать себя защищенным и любимым.

Нехватка защищенности и ощущения нужности наносит вред психическому благополучию, успеш¬ному росту и развитию ребенка.

Важно донести до родителей:

Привязанность между родителями и ребенком обеспечивает ребенку питание, заботу и защиту, а также способствует передаче из поколения в поколение умений и знаний.

Детское отношение привязанности сводится к зависимому поведению: ребенок ищет близости, защиты и принятия у близких ему людей. Страх разлуки и боязнь чужих людей окончательно при­вязывают ребенка к значимым для него людям.

Готовность к привязанности, а также базовые потребности у разных детей различны.

Как показывают наблюдения, ребенок безусловно привязывается к тому человеку, который о нем заботится. Однако  сила детской привязанности не зависит от качества родительской заботы. Но то, как ро­дители обращаются с ребенком, имеет огромное значение для его психического благополучия и осознания собственной значимости.

Детское отношение привязанности постоянно изменяется. Родители должны непрерывно под­страивать под него и свою опеку, и свое поведение.

Важно знать, что Привязанность ребенка к родителям является основой воспитания. Эмоциональная зависи­мость приближает ребенка к родителям и другим окружающим и делает его послушным.

4. Развитие отношений привязанности

В первый год жизни ребенок вступает в безусловные отношения привязанности с людьми, ко­торые удовлетворяют его физические и психические потребности. В возрасте 6–12 месяцев у ребенка возникают страх расставания и боязнь чужих людей, которые еще больше привязывают его  к близким людям.

Привязанность обеспечивает удовлетворение следующих нужд: физические потребности, по­требности в близости и защищенности, а также в принятии и общественном признании. Потреб­ности у каждого ребенка выражены по-разному и по мере его развития постоянно изменяется.

Физические потребности определяют привязанность младенца (питание, уход).

Маленький ребенок и ребенок-школьник по-разному самостоятельны в том, что касается еды и обслужи­вания себя. Но они остаются эмоционально зависимыми от заботы взрослых.

Ребенок юношеского возраста сам рассчитывает на свои физические силы.

Потребность в близости и надежности для младенца заключается, прежде всего, в телесном контакте.  Ребенку постарше требуются близкие люди, которые приходят к нему по первому зову и всегда находятся в его распоряжении.

Ребенку школьного возраста нужна уверенность в том, что близкий человек всегда придет к нему на помощь.

В юношеском возрасте человеку необходимы близость и поддержка ровесников.

Потребность в принятии и общественном признании выражается в том, что ребенок получает внимание и принятие посредством обмена нежностями и в социальной игре.   Для ребенка раннего  и дошкольного возраста важной формой принятия являются совместные со взрослым переживания.

Ребенку-школьнику необходимо признание взрослыми и сверстниками его личности, его поведения и достижений.

Юноша или девушка настроены, прежде всего, на признание ровесниками.

Родителям важно понимать, что в юношеском возрасте привязанность к родителям и близким людям снижается. За общением молодой человек обращается отныне к ровесникам.

Итак, связи, в которые вступает ребенок на каждом этапе своего развития, становятся для него об­учающим опытом, определяющим его отношения с другими людьми в будущем.

Родная мать не является для ребенка единственно возможным воспитателем. Связывает не биологическое происхождение, но та близость, которая возникает благодаря заботе, близости и вниманию. Близость предполагает взаимный инте­рес, а также непрерывность и интенсивность отношения привязанности.

Близкий, значимый для ребенка человек (воспитатель) отличается тем, что в его присутствии ребенку комфортно и он чувствует себя защищенным; рядом с таким человеком малыш проявляет интерес и активность, а также обретает надежность, внимание и защиту.

Значимый для ребенка человек  удовлетворяет физические потребности ребенка (физическое здоровье), обеспечивает ему защищенность и внимание (психическое благополучие), а также формирует его окружение таким образом, чтобы ребенок мог применять свои умения и знания (развитие).

Важно донести до родителей:

Количество людей, с которыми ребенок может вступать в отношения привязан­ности, обусловлено его ограниченной способностью к изменению. Однако уже младенец в состоянии привязаться к большому числу людей.

Абсолютно близкими для ребенка могут быть лишь немногие люди, по боль­шей части родители. Наряду с главными значимыми для ребенка воспитателями есть еще и такие близкие люди, которые удовлетворяют потребности малыша в ограниченной жизненной сфере или в течение ограниченного времени.

Ребенку идет на пользу, если он окружен заботой сразу многих значимых лю­дей. Его умение вступать в отношения расширяется, он учится на различных при­мерах и имеет больше возможностей для обретения опыта.

Количество детей, о которых может заботиться один воспитатель, зависит от его социальной и педагогической компетенции, выносливости к нагрузкам и пре­дыдущего опыта работы с детьми. Требования, которые к нему предъявляются, бывают тем выше, чем младше дети.

При потере близкого человека ребенок меньше скорбит о самом человеке и гораздо больше страдает оттого, что больше не будут или будут лишь недо­статочно удовлетворяться его собственные потребности. Особенно тяжело пере­носится ребенком утрата такого значимого для него человека, как мать, поскольку ее заботу ни один другой воспитатель не в состоянии заменить ни на время, ни в полном объеме.

В своей готовности заботиться о ребенке среди всех близких людей родители занимают совершенно особое место. Они способствовали появлению ребенка на свет и несут за него главную и всестороннюю ответственность.

5. Интеллектуальное развитие ребенка

Для человеческого интеллекта характерны символические функции.

Символ — это внутренняя картина (схема), которая может применяться изолированно от не­посредственного опыта во вновь и вновь возникающих взаимосвязях (например, понятие «стол»).

Символические функции сделали возможными наши культурные достижения, такие как язык, речь, мораль и систему  права, живопись, скульптуру, архитектуру, мифологию и религию, науку и технику.

Символические функции появляются в развитии детей на втором году жизни (речь, функцио­нальное использование предметов, символическая игра).

Важнейшие умственные способности можно со­брать в шесть компетенций: речь; логико-математическое мышление, а также пространственные представле­ния, музыкальность; моторно-кинестетическая сноровка и социальная компетенция.

Каждая  компетенция не является функциональной единицей, она состоит из многих, часто по-разному развитых элементов (например, речь: формальная, семантическая и социально-коммуникативная об­ласти). При этом каждая компетенция у разных детей сформиро­вана по-разному.

У отдельного ребенка компетенции по большей части выражены различно (например, речевая ком­петенция может быть развита лучше, чем моторная).

По мере взросления ребенка компетенции со­зревают, осмысляются,  благодаря опыту,  и находят­ся в постоянном взаимодействии.

Успешность детей чаще всего определяются не одной, а многими компетенциями.

Каждому ребенку присущ его собственный уни­кальный набор компетенций, на эти его сильные и слабые стороны мы, как родители и воспитатели, и должны ориентироваться.

Важно донести до родителей

Лишь при условии хорошего физического и психического самочувствия ребенок может раз­виваться в соответствии со своими возможностями.

Ребенок наделен врожденным стремлением к познанию своего социального и материального окружения. Движущими силами развития являются любознательность и собственная активность.

В каждый период развития созревают определенные умения, которые ребенок осваивает по­средством конкретного опыта.

Интересы и собственная активность детей в каждом возрасте имеют свою специфику: ребенок вы­бирает тот путь, который соответствует уровню его развития.

Смысл детского научения заключается не в конечном результате, но в самом процессе. Ошибки и неудачи точно так же являются частью процесса научения, как и успех.

Осмысленное научение проявляется через самоконтроль и самоопределение.

Умения не могут быть вызваны упражнениями, но могут быть только осознаны и дифференци­рованы. Упражнение состоит не в стереотипных повторениях, но в подгонке вновь обретенного опыта под различные внешние условия, а также в интеграции нового опыта в уже имеющийся.

Детское развитие, в основном, определяется тремя формами научения:

  • социальное (имитационное);
  • ориентированное на объект;
  • посредством наставлений.

Социальное (имитационное) научение: ребенок ориентируется на пример близкого человека и подражает его поведению и действиям. Социальное научение делает возможным социализацию, речевое развитие, овладение культурными приемами.

Научение, ориентированное на объект, предполагает следующее: во взаимодействии с предметным окружением ребенок осваивает умение распределять по категориям и каузальное  (причинно-следственное) мышление.

Научение посредством наставлений предполагает, что  ребенок перенимает умения и знания у взрослых. Эта форма научения служит овладению культурными приемами, такими, как чтение и письмо, а также  овладение знаниями.

Опыт научения столь же важен, как и овладение навыками и знаниями. Через самостоятельно определенное научение ребенок осваивает и решение проблем, и развивает чувство собственного достоинства.

Важно донести до родителей:

Задачи родителей и значимых для ребенка людей:

  • обеспечить ребенку такую среду, чтобы он мог проживать специфический для его развития опыт;
  • быть ребенку примером;
  • заниматься с ребенком теми видами деятельности, к которым он проявляет интерес;
  • положительное самоощущение служит основ­ной предпосылкой для наилучшего развития ре­бенка.
  • высокое чувство собственного достоинства является решающим для будущих способностей к установлению связей и достижению успеха.

Положительное самоощущение и чувство соб­ственного достоинства ребенка по сути определя­ются следующими тремя областями:

  • защищенность;
  • принятие и социальное признание;
  • развитие и успех.

Культурные и семейные факторы  определяют са­моощущение и чувство собственного достоинства.

Ребенок-дошкольник только  тогда пробует свои возможности раз­вития и способности достижении успеха и учится обращаться с ними, когда действует самосто­ятельно. Поэтому инициатива и контроль над свои­ми действиями должны, по возможности, исходить именно от него.

Важнейший вклад, который родители и близкие люди, а также учителя могут внести в развитие чув­ства собственного достоинства ребенка, заключа­ется в том, чтобы дать ему необходимые защищен­ность и принятие и безоговорочно принимать его как личность, а не как носителя успеха (!).

6. Согласованность в индивидуальных потребностях и возможностях ребенка и его окружением (концепт согласованности)

Ребенок чувствует себя защищенным, когда значимые для него люди доступны, постоянны и ведут себя целесообразно, а также обеспечивают непрерывность заботы о нем.

Принятие и социальное признание должны больше относиться к лич­ности ребенка, чем к его успехам и поведению.

Важно добиваться соответствия между ребенком и его окружением в следующих областях:

  • защищенность;
  • принятие и социальное признание;
  • развитие и опыт научения.

Родители являются примером для ребенка, уде­ляют достаточно времени и досуга его развитию.

Родители так формируют социальное и материальное окружение, чтобы ребенок мог осущест­влять опыт, соответствующий его уровню развития; при этом они позволяют ребенку заниматься своим делом  и так его поддерживают, чтобы он мог самостоятельно приходить опытным путем к новым пониманиям.

Когда ребенок становится компетентным в одной области, он должен определять свои действия в ней. Его компетенция зависит от уровня раз­вития на данный момент. Если ребенок не компетентен, решения принимают родители и значимые люди.

Ориентированный на ребенка подход проявляется в доброжелатель­ной, спокойной уверенности, дающий ребенку понять, что родители не навязываются, но когда нужны ему, всегда рядом.

Родители и воспитатели ори­ентируются на индивидуальность ребенка, чтобы правильно «читать» его поведение и найти к нему верный подход.

Несогласованность может по-разному влиять на ребенка например, вызвать  отрицательное самоощущение и сниженное чувство собственного достоинства (под несогласованностью понимается  недостаточное соответствие между ребенком и его окружением).

Важно донести до родителей:

Возраст, в котором дети готовы пользоваться туалетом, определяется индивидуальным созрева­нием.

Раннее начало и высокая интенсивность воспи­тания чистоплотности не ускоряют развитие контро­ля над мочеиспусканием и дефекацией.

Ребенок заявляет собственной инициативой, что он готов самостоятельно ходить на горшок.

Чтобы становиться чистым и сухим, ребенок нуждается не в приучении к чистоплотности, но в примере для подражания (социальное научение).

Перед родителями стоят две задачи: они явля­ют собой пример и поддерживают ребенка в его стремлении стать самостоятельным.

 Самостоятельно определенное действие ведет к повышению чувства собственного достоинства

7. Еще раз об авторитарном подходе к воспитанию.

В основе авторитарного воспитания лежит уверенность, что ребенок приходит в этот мир пло­хим. А раз так, то плохие стороны его сущности должны быть сломаны, а хорошие привиты.

Авторитарное воспитание добивается послушания, которое достигается при помощи принуждения и давления. Таким образом, воля ребенка должна быть сломлена, чтобы тот безоговорочно признал авторитет взрослого.

Постулаты авторитарного воспитания:

  • Порядок и покорность являются основами добродетели.
  • Негативные проявления чувств, такие как реакции протеста, должны быть подавлены, чтобы их не становилось больше.
  • Наказания и поощрения помогают контролировать ребенка.

Негативные последствия авторитарного воспитания таковы:  ребенок послушен не исходя из своей натуры, а из страха перед авторитетом, а также:

  • он стеснен в раскрытии своих способностей;
  • он не способен конфликтовать и критиковать;
  • его действия навязываются извне;
  • он развивает слабое чувство собственного достоинства;
  •  он вырастает во взрослого, который слепо следует авторитетам.

Авторитарное воспитание не принимает во внимание то, что ребенок биологически пред­расположен к послушанию. Он привязывается к близким и тем самым становится внутренне готов к тому, чтобы настроиться на значимых людей, позволять им руководить собой, ориентироваться на их поведение.

Чем более доверительна привязанность ребенка к родителям и значимым людям, тем меньше те прибегают к авторитарным мерам воспитания.

Однако, авторитарных средств воспитания не удастся избежать полностью, но они должны оста­ваться ограниченными случаями крайней необходимости и не нести воспитательного принципа.

Важно донести до родителей:

Антиавторитарное (демократичное, личностно-ориентированное) воспитание определяет себя через позицию, противоположную авторитарному воспитанию:

  • Ребенок рождается хорошим.
  • Он должен чувствовать себя свободным от лю­бого авторитета.
  • Ребенок нуждается не в давлении и принужде­нии, но в свободе.

«Концепт согласованности» отличается от анти­авторитарного воспитания в следующих пунктах:

  • ребенок рождается не плохим и не хорошим; он ориентируется в своих межчеловеческих отношениях и представлениях о ценностях на тех людей, которые являются для него примером;
  • ребенок сам делает взрослых естественны­ми авторитетами по мере того, как он к ним привязывается; он позволяет руководить собой, исходя из этой эмоциональной за­висимости;
  • свобода в смысле самоопределения может быть предоставлена лишь в такой мере, в ка­кой ребенок компетентен.

Базовые потребности — основные потреб­ности человека; в результате их удовлетворения ребенок чувствует себя защищенным и развива­ется в соответствии со своими задатками.

Воспитание — воздействие на ребенка, на­целенное на то, чтобы он перенял у социально­го окружения способы поведения и представле­ния о ценностях:

  • авторитарное— основано на послушании и подчинении ребенка;
  • антиавторитарное— основано на тезисе о социальной равнозначности детей и взрос­лых; отвергает давление и принуждение;
  • ориентированное на ребенка— основано на привязанности ребенка и его готовности под­страиваться под значимого человека.

Задатки — биологические основы; орга­нические и функциональные структуры, сфор­мировавшиеся в процессе эволюции; в зна­чительной мере определены генетической предрасположенностью, могут формироваться под воздействием каких-либо внешних факто­ров или событий, предшествовавших родам.

Запечатление объекта — специфическая форма научения, запоминание, основанное на запечатлении того или иного признака, коррек­ция поведения на определенном раздражителе (побуждении к действию); характеризуется бы­строй и ограниченной по времени инициация по­ведения; однажды усвоенные способы поведения не могут быть ни модифицированы, ни стерты.

Защищенность — состояние, когда ребенок чувствует себя безопасности и все его базовые потребности подобающим образом удовлетво­ренены.

Значимый человек (воспитатель) — че­ловек, к которому привязан ребенок; его дей­ствия по отношению к ребенку отличаются на­дежностью, постоянством и непрерывностью.

Интеллект — в широком смысле умение познавать особенности психического и соци­ального окружения и реагировать на них бла­гоприятным для индивидуума образом, уме­ние основывается на восприятии, способности запоминать и т.д.; в узком смысле понимание и установление видимых и абстрактных связей, а также умение справляться с неожиданными ситуациями.

Кинестезия — ощущение положения и пе­ремещения тела в пространстве.

Компетенция — умение, форма человече­ского интеллекта (например языковая или му­зыкальная); каждая компетенция имеет свою собственную органическую структуру (область мозга) и функции (восприятие, способность к запоминанию, долговременная память и т.д.), которые делают возможными познание, реше­ние проблем и продуктивные свершения.

Коэффициент интеллекта (IQ) — мера интеллектуальных способностей; рассчитыва­ется из отношения интеллектуального и хронологического возраста.

Несогласованность — социальные и ма­териальные условия, не соответствующие ин­дивидуальным потребностям и особенностям ребенка.

Послушание — поведение, характеризую­щееся добровольным подчинением кому-либо:

  • авторитарное— подчинение обеспечивает­ся приказами и запретами, а также поощрени­ями и наказаниями значимого человека (авто­ритарный авторитет);
  • ориентированное на ребенка— подчинение основывается на эмоциональной зависимости от значимого человека (естественный авторитет).

Привязанность — эмоциональная зависи­мость ребенка от кого-либо; изначально воз­никает в ответ на удовлетворение физических и психических базовых потребностей ребенка, усиливается вследствие усиления принятия и социального признания.

Принятие и социальное признание — внимание, которого удостаивается ребенок; вы­ражается средствами невербального общения (например, улыбкой), а также устным и пись­менным одобрением поведения ребенка и его успехов.

Развитие — процесс усовершенствования физических, психологических, нравственных и т.д. структур и качеств человека; происходит под совместным воздействием задатков и окру­жения. Три основных аспекта развития:

  • дифференциация— изменение структур и ка­честв человека на основе морфологического и функционального развития (например, фор­мирование функции хватания или построение предложений);
  • рост— количественное увеличение тех или иных структур и качеств человека (например, рост ребенка или его словарный запас);
  • спецификация— изменение структур и ка­честв человека на основе взаимодействия с окружающей средой (например, мелкая мо­торика при обучении письму или речевые воз­можности в связи с усвоением родного языка).

Самоопределение — возможность ребенка определять, когда он становится компетентен; компетенция зависит от уровня развития ребен­ка на данный момент времени, он может быть лишь настолько готовым к определению своих действий, насколько он уже компетентен.

Символическая функция — способность ребенка к представлению окружающего мира, собственных действий и переживаний при по­мощи знаков и символов.

Согласованность — социальные и матери­альные условия, соответствующие индивиду­альным потребностям и особенностям ребенка (защищенность, принятие, социальное призна­ние, развитие, научение).

Чувство собственного достоинства — осознанное переживание ценности собственной личности; его важнейшие составляющие — само­оценка и оценка другими людьми способов по­ведения, способностей и достижений личности.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*